…style="TEXT-ALIGN: justify; MARGIN-TOP: 2mm; FONT-FAMILY: Arial; MARGIN-BOTTOM: 2mm; FONT-SIZE: 10pt">Общий вес машины - 9.5 тонны.
Маса перевозимого груза - 1.8 тонны.artbatarea-457-2.jpg (12360 bytes)
Масса буксируемого груза - до 8 тонн.
Количество  мест для людей (включая экипаж) - 11.
Экипаж - 2 чел.
Максимальная скорость по шоссе - 50 км/час. (с 8-тонным прицепом)
Запас хода по топливу:
-по дороге - 250 км.
-вне дорог - 120 км.

Емкость топливного бака - 213 литров (бензин).
Двигатель бензиновый карбюраторный "Майбах" HL 62 TUK.
Мощность двигателя  - 140 л.с. при 2500 об/мин.
Габаритные размеры машины:
-длина -6.85м.,
-ширина -2.35м.
-высота (по тенту) -2.62м.
Колея гусениц - 2 м.
Колея колес - 1.8м.
Радиус поворота- 16м.
Глубина брода - 65см.
Удельное давление на грунт -0.59 кг/кв.см.

От автора. А вот здесь мы ловим за язык немецких мемуаристов, утверждавших, что у русских танков из-за большей ширины гусениц проходимость по грязи была значительно выше, чем немецких. Мол, это сильно мешало успешным действиям германских танков против советских. И уж вовсе в грязи останавливалась вся остальная техника Вермахта. Но в действительности ширина гусениц определяется не благими пожеланиями конструкторов, а весом танков. Больше вес,   больше ширина гусениц. Главное уложиться в оптимальный предел удельного двления гусениц на грунт. А он лежит в пределах 0.72- 0.85 кг/кв.см.

Таким образом, имея удельное давление  всего 0.59 кг/кв.см. немецкий артиллерийский тягач Sd.Kfz.7 при очень мощном двигателей и весьма высокой скорости обладал выдающейся проходимостью по бездорожью. Можно сказать, что там, где "садился на брюхо"  немецкий полугусеничный тягач,  там заведомо ни одна другая ни немецкая, ни советская гусеничная машина  не могла двигаться.

Если сравнивать удельное давление на грунт немецких и советских танков, то оно оказывается примерно одинаковым по всем категориям танков, исключая тяжелые. Значит и проходимость была одинаковой. Сравним основной средний немецкий танк 1941 года Pz.Kpfw. IV (0.75) и советский Т-34 (0.74). Одинаково. А вот когда приходит 1942 год,  о бездорожье которого немцы уже не упоминают, то модификация Pz.Kpfw. IV Ausf N имеет удельное давление 0.95. Парадокс - жаловались на плохую проходимость старой модификации, но новую машину делают еще более слабо проходимой.

И что интересно, так это то, что рекордсменом по удельному давлению был танк Тигр" (1.04 кг/кв.см.), Вот эта   машина действительно была склонна застревать на мягких грунтах. Но вот как раз о Тигре немецкие мемуаристы отзываются с восторгом и ни слова не говорят о его низкой проходимости.

Не сходится. Так может не ширина гусениц и не русское бездорожье остановили танки  и пушки Гудериана осенью 1941, а  нечто иное?

 

Источники  и литература

1. Kriegsstarkenachweisung 457 (K.St.N.457) von 1.11.1941.Batterie 10cm Kanone (zu 4 Geschutzen) (motZ) einer Panzerdivision.
2.TM-E 30-451 Hanbook on German Military Forces. War Departament. 15 March 1945
3.Сайт "World War II day by day"(chrit.users1.50megs.com) 
4.В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982гг.АСТ. Астрель. Москва. 2003г.
5.Militaerfaerfahrzeuge of the Wehrmaht. Ryton Publication. Bellingham.
6.К.Шишкин. Вооруженные силы Германии. 1939-1945 годы. Справочник.Санкт-Петербург. 2003г.
7.Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. 1941-1945. Центрполиграф. Москва. 2005г.
8.Справочник по германской артиллерии. Военное издательство НКО СССР. Москва. 1946г.
9.В.Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
10. А.Иванов. Артиллерия Германии во Второй Мировой войне. Нева. Санкт-Петербург. 2003г.
11.Егерс Е.В., Терещенко Д.Г. Артиллерия Вермахта. TORNADO. Riga. 1998
12.И.П.Шмелев. Бронетанковая техника Третьего Рейха. Арсенал-Пресс.Москва. 1996г.
13.А.Кессельринг. Люфтваффе:Триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала третьего Рейха. 1933-1947. Центрполиграф. Москва. 2003г.

 

Конструктор сайтов - uCoz