105-мм легкая полевая гаубица 10,5 cm Ie.F.H. 18/40



Легкая гаубица обр.18 была основным орудием дивизионной артиллерии вермахта. Из четырех дивизионов артиллерийского полка пехотной дивизии три дивизиона (девять четырехорудийных батарей) были вооружены этими гаубицами. С учетом некоторого количества сохранившихся со времен первой мировой войны гаубиц обр. 1916г. ко времени нападения Германии на Советский Союз на вооружении вермахта имелось 7 076 105-мм гаубиц.

Стрельбой из гаубицы этого типа решались следующие основные боевые задачи:

- уничтожение живой силы противника;

- разрушение дерево-земляных огневых точек, проволочных заграждений и других сооружений полевого типа;

- борьба с артиллерией и бронетанковой техникой противника.

Гаубица обр.18 имеет лафет двух типов: для механической тяги и для конной тяги. Лафеты различаются в основном устройством колес.

Основное боевое положение лафета - с раздвинутыми станинами. При этом обеспечивается угол горизонтального обстрела 56° и вертикального обстрела от - 5° до 42°.

При угле возвышения не свыше +14° возможна стрельба и при сдвинутых станинах. Угол горизонтального обстрела в этом случае составляет только 6°, а вертикального - от - 5° до 14°.

Гаубица имеет раздельное гильзовое заряжание. Основным снарядом гаубицы является осколочно-фугасная граната весом 14,81 кг. Для стрельбы по танкам применялись бронебойно-трассирующие снаряды обычного устройства и кумулятивные снаряды. Применялись также дымовые и зажигательные снаряды и снаряды для цслеуказания.

Гаубица имеет шесть зарядов. Полным зарядом является заряд NS6, при стрельбе которым у гаубицы обр.18 наибольшая начальная скорость осколочно-фугасной гранаты 470 м/сек и наибольшая дальность 10 675 м. Скорострсльность гаубицы составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Наводка гаубицы производится двумя наводчиками: один из них, располагаясь с левой стороны верхнего станка, производит все установки на прицеле и осуществляет горизонтальную наводку, второй располагается справа и, действуя подъемным механизмом, производит вертикальную наводку. Обслуживающий гаубицу расчет состоит из 6 человек. Л Наряду с гаубицей обр.18 вермахтом использовались также две се усовершенствованные модификации:

- 105-мм легкая гаубица обр.18М (с дульным тормозом) на лафете гаубицы обр.18. г

- 105-мм легкая гаубица обр. 18/40 (с дульным тормозом) на лафете 75-мм противотанковой пушки обр.40.

Кроме того, существовал вариант 105-мм гаубицы на шасси танка P-II. Эта самоходная установка носила название «специальная машина 124 «Веспе», имела хорошую проходимость и была способна в любой момент открыть огонь.

Для гаубиц обр. 18М и 18/40 были разработаны и применялись патроны с дальнобойной гаубичной гранатой и усиленным зарядом.

По мнению немецких военных специалистов, калибр, дальность стрельбы и горизонтальный угол обстрела легкой гаубицы обр.18 и ее модификаций вполне обеспечивали выполнение главной задачи, возлагавшейся на эти орудия, поддерживать пехоту и танки. Однако, если сравнить характеристики этой гаубицы с характеристиками 122-мм советской гаубицы, выполнявшей те же задачи, то видно, что при большей дальности стрельбы мощность снаряда советской гаубицы в полтора раза больше мощности снаряда гаубицы обр.18.

 Тактико-технические характеристики 105-мм гаубицы обр.18
Калибр, мм105
Начальная скорость снаряда, м/сек470
Длина ствола, калибров28
Наибольший угол возвышения, град42
Угол склонения, град5
Угол горизонтального обстрела, град56
Вес в боевом положении, кг2015
Вес в походном положении, кг3330
Скорострельность, выстр/мин6-8
Наибольшая дальность стрельбы, м10675
Бронепробиваемость кумулятивными снарядами, мм75-90
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг

14,81

 

 

 

88-мм зенитная пушка



Flak-18/36/37

Эта, пожалуй, наиболее известная пушка второй мировой войны, была разработана в 1928 г. Ее поставка в зенитные части вермахта, сформированные на базе семи моторизованных зенитных батарей рейхсвера, началась в 1933 году под обозначением «88-мм зенитная пушка обр.18». Указание 1918 года в названии пушки было сделано из пропагандистских соображений с тем, чтобы показать, что Германия соблюдала условия Версальского договора, запрещавшего разрабатывать зенитные орудия.

Пушка имеет лафет, шарнирно соединенный с восьмигранным основанием, смонтированным на четырех станинах. Конструкция лафета позволяет наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +5 до +85°, в горизонтальной плоскости обеспечивается круговой обстрел.

Ствол пушки состоит их кожуха, трубы и казенника. Наличие у пушки затвора полуавтоматического типа, обеспечивающего экстракцию стреляной гильзы и возведение боевой пружины за счет энергии отдачи, позволило довести скорострельносп» до 1520 выстрелов в минуту. Отдачу ствола лимитировал ограничитель, размещенный в люльке. Для возврата ствола в исходное положение использовался накатник. Под стволом пушки в двух Цилиндрах смонтированы пружинные компенсаторы, облегчающие вертикальную наводку орудия. o Необходимые для стрельбы по воздушным целям значения угла возвышения, поворота и установки взрывателя определялись прибором управления огнем и передавались к пушке на ламповый передаточный прибор через 108-жильный кабель. Эту же информацию можно было передать наводчику по телефону.

Для стрельбы из пушки использовались выстрелы патронного заряжания со снарядами различного назначения. Против самолетов использовались осколочные снаряды с дистанционным взрывателем. Начальная скорость такого снаряда составляла 820 м/сек, при весе снаряда 9 кг заряд взрывчатого вещества составлял 0,87 кг. Вертикальная дальность стрельбы этим снарядом достигала 10 600 м.

Впервые в боевых условиях 88-мм пушка Flak-18 была использована во время гражданской войны в Испании. Несколько батарей этих орудий, приданных немецкому легиону «Кондор», с успехом использовались не только для борьбы с самолетами, но и против наземных целей и в первую очередь — против танков.

С учетом опыта боев в Испании для 88-мм пушек были разработаны бронебойные и кумулятивные снаряды, а орудия, предназначенные для взаимодействия с полевыми войсками, снабжены щитовым прикрытием, защищающим расчет от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и бомб.

Кумулятивный снаряд HLGr-39 на дальностях до 3 000 м пробивал броню толщиной 90 мм.

Транспортировка пушки осуществлялась с помощью двухосного прицепа, задний мост которого имел сдвоенные колеса, а передний — одинарные.

Дальнейшим развитием 88-мм зенитной пушки Flak-18 явились пушки Flak-36 и Flak-37.

Пушка Flak-36 появилась в 1935 году и отличалась от прототипа упрощенной конструкцией лафета, усовершенствованным стволом и меньшей стоимостью, достигнутой за счет замены всех латунных деталей стальными. Благодаря тому, что у этой пушки передние и задние станины взаимозаменяемы, для се транспортировки использовались две одинаковые одноосные тележки.

Созданная годом спустя следующая модификация — Flak-37 имела усовершенствованную систему управления огнем. Тактико-технические характеристики этих модификаций примерно соответствуют характеристикам Flak-18.

Для повышения мобильности зенитных орудий, используемых для противотанковой обороны, их устанавливали на шасси танков P-III и P-IV, создав таким образом 88-мм противотанковые самоходные установки «Хорниссе» и «Насхорн». Несколько позже на вооружении вермахта появились вооруженные модифицированным 88-мм орудием истребители танков, созданные на шасси танков P-V «Ягдпантера» и P-VI «Элефант». Были разработаны также варианты установки Flak-18 на железнодорожной платформе и на удлиненном шасси автомобиля «Бюссинг» NAG 900.

Зенитная пушка Flak-18 и ее модификации производились в большом количестве, о чем можно судить хотя бы по тому, что летом 1944 года на вооружении вермахта, люфтваффс и ВМФ находилось 10 000 этих орудий. Они по праву считаются одним из наиболее грозных образцов оружия вермахта, одинаково эффективным как против самолетов, так и против бронетанковой техники и долговременных огневых точек.

 Тактико-технические характеристики 88-мм зенитной пушки Flak-18/36/37
Калибр, мм88
Начальная скорость снаряда:
- осколочного, м/сек
820
- бронебойного, м/сек
795
Длина ствола, калибров56
Наибольший угол возвышения, град85
Угол склонения, град-5
Угол горизонтального обстрела, град360
Вес в боевом положении, кг5000
Вес в походном положении, кг8200
Скорострельность, выстр/мин15-20
Досягаемость по высоте, м10600
Наибольшая дальность стрельбы, м14860
Бронепробиваемость кумулятивным снарядом на дальности до 3000 м, мм90
Вес снаряда:
- осколочного, кг
9
- бронебойного, кг
9,5



105-мм. тяжелая пушка обр.18  schwere 10 cm. Kanone 18 (s.K.18)


Разработана в 1931году. Производилась фирмами Rheinmetall и Krupp. Имела несколько модификаций. Модификации можно различить по пометке, указывающей на год модификации (например, s.K.18/40). Всего изготовлено 2215 орудий.Состояла на вооружении артиллерийский частей РГК, артиллерийских полков танковых и пехотных моторизованных дивизий.Предназначена для:а)для стрельбы на разрушение по стенкам и бетонным сооружениям;б)для обстрела тыловых сооружений;в)для борьбы с артиллерией противника;г)для разрушения проволочных заграждений;д)для поражения танков и бронемашин;е)для уничтожения огневых средств пехоты;ж)для поражения живой силы, находящейся на открытой местности и за укрытиями.Калибр - 105 мм.Дальность стрельбы - до 19.075 км. ( по другим данным -21.2 км.) Длина ствола - 52 калибра.Углы подъема ствола - 0 - 45 градусов.Углы поворота ствола без переноса станин влево и вправо от нулевого направления - по 30 градусов.Заряжание- раздельно-гильзовое.Скорострельность - 6 выстрелов в минуту.Вес в походном положении (при перевозке в неразобранном виде) - 6.4 тонны.Вес в походном положении (при перевозке в разобранном на две части виде) 4+ 4 тонны.Скорость транспортировки:-на механической тяге в разобранном виде - до 60 км/час,-на механической тяге в неразобранном виде -до 40 км/час,-на конной тяге в разобранном виде (два уноса по 8 лошадей) - до 8 км/час.Время перевода неразобранного орудия в боевое положение из походного - 3-4 минуты.Время перевода разобранного орудия в боевое положение из походного - 5-7 минут.Расчет орудия (при механической тяге) - 11 чел.Используемые снаряды:-Осколочно-фугасная граната 10cm.Gr.19. Вес 15.14 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватели AZ.23(0.25), AZ.23(0.15), Dopp.Z.S./60s.-Бронебойно-трасирующий снаряд 10cm.Pzgr.rot. Вес 15.6 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватель Bd.Z.f.10cm.Pzgr. Бронепробиваемость на 1500 метров 100-138 мм.От автора. Эта пушка еще одно свидетельство либо дремучей военно-технической безграмотности господина Виктора Суворова (В.Б.Резуна), либо его сознательной лживости и стремления получше обмануть своего читателя. Он в своей книге "Самоубийство" доказывая, что Германия напала на СССР совершенно неподготовленной, в качестве одного из доказательств утверждает, что со времен Первой Мировой войны в Германии не было разработано ни единого нового образца полевой артиллерии.Но дело в том, что число, содержащееся в обозначении образцов немецких орудий, обычно указывает на год разработки, но....за исключением орудий имеющих в обозначении число 18. Эти орудия разрабатывались в период между 1919 и 1935 годами. В целях маскировки новых разработок от господ из союзнического Контрольного комитета всем орудиям этого периода давали обозначение "18" . Вот и современная для начала войны 105-мм. пушка разработки 1931 года получила обозначение s.K.18. И это далеко не единственный образец орудий, созданных в Германии в период действия Версальского договора.Ну а железные колеса этой пушки, как доказательство по Резуну вопиющей отсталости германской артиллерии, отнюдь не мешали буксировать эту пушку со скоростью 40-60 км/час. По моему и современнейшие прицепные орудия на надувных резиновых колесах буксируют не быстрее. Замечу, что советские тяжелые орудия в те времена буксировались гусеничными тракторами СТЗ-3, СТЗ-5, "Коминтерн", Сталинец-6, Сталинец-65 со скоростью не более чем 10-15 км/час.

 

 

 

 

150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18 г. 15 sm. s.F.H. 18



 

Тяжелые полевые гаубицы обр. 1918 г. выпускались фирмами «Рейнметалл» и «Крупп», ими вооружался один из четырех дивизионов артиллерийского полка каждой пехотной дивизии (три четырехорудийных батареи). Эта же гаубица состояла на вооружении отдельных тяжелых артдивизионов РГК, использовавшихся на главных направлениях боевых действий. На 1.6.1941 г. в названных подразделениях имелось 2 867 гаубиц этого образца.

150-мм гаубицы с дальностью стрельбы 13 325 м широко использовались для борьбы с артиллерией и уничтожения танков и живой силы противника на исходных позициях, разрушения долговременных огневых точек и обстрела тыловых объектов.

Гаубица имеет ствол, клиновой горизонтальный затвор, противооткатные устройства, механизмы наводки, лафет с раздвижными коробчатыми станинами и одноосный боевой ход с подрессориванием. Щитовое прикрытие отсутствует.

Стволы гаубиц, изготовленных фирмой «Рейнметалл», состоят из трубы, кожуха и казенника. Труба вставлена в кожух с достаточно большим зазором и работает как моноблок. У гаубиц фирмы «Крупп» ствол со свободной трубой.

Лафет с раздвижными станинами обеспечивает углы вертикального обстрела от 0 до 45° при разведенных станинах и до 15° при сведенных станинах. Горизонтальная наводка возможна в диапазоне 60° при разведенных станинах и до 6° при сведенных станинах. Кроме того, повышению маневренности огня способствует наличие в боекомплекте гаубицы восьми переменных зарядов.

Скорострельность гаубицы составляет до 6 выстрелов в минуту. Стрельба ведется с использованием прицела и панорамы. Прицел независимый от орудия, с полунезависимой линией прицеливания.

Боекомплект гаубицы состоит из выстрелов раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными, бетонобойными и дымовыми снарядами. Осколочно-фугасные снаряды 15 cm.Grl9 и 15 cm.Grl9Stg имеют дальнобойную форму и весят соответственно 43 и 43,5 кг. Бетонобойный снаряд 15 cm.Grl9Be весит 43,5 кг, он имеет срезанную на конце головную часть с притуплением, к которой приварен железный баллистический наконечник. При выстреле снаряд пробивает железобетонную стенку толщиной 40-50 см. Весящий 39 кг дымовой снаряд ударного действия 15 cm.Grl9Nb при ударе образует дымовое облако диаметром около 50 м, сохраняющееся при слабом ветре до 40 секунд.

Гаубица могла перевозиться как механической, так и конной тягой (восьмеркой лошадей). Как правило, гаубицы с обрезиненными колесами состояли на вооружении дивизионов РГК, которые были полностью моторизованы. В разобранном виде гаубица перевозилась на двух повозках - орудийной (вес около 4 000 кг) и лафетной (вес также около 4 000 кг). Скорость движения системы при раздельной возке в случае механической тяги по асфальтовому шоссе составляла до 60 км/ час, а при конной тяге — до 8 км/час. В неразобранном виде орудие перевозилось механической тягой со стволом, приведенным в походное положение (оттянутым назад), со скоростью до 40 км/час. Перевод из походного положения в боевое при нераздельной возке совершался в течение 3-4 минут, а при раздельной возке - 5-7 минут.

150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18 использовалась частями вермахта в течение всей второй мировой войны и по оценкам немецких военных специалистов зарекомендовала себя хорошо. Однако она не полностью соответствовала условиям Восточного театра военных действий с его бездорожьем и низкими температурами. Например, при морозах более 20-25° С жидкость в тормозе отката и в накатнике сильно густела, что приводило к работе системы на коротких откатах, приводящих к выходу ее из строя.

Для повышения мобильности гаубиц на ее базе была разработана самоходная установка Sd.Kfz 165 «Хуммель». Она поступала на вооружение артполков танковых дивизий.

 Тактико-технические характеристики 150-мм гаубицы обр.18
Калибр, мм150
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда, м/сек520
Длина ствола, калибров29,5
Наибольший угол возвышения, град45
Угол склонения, град0
Угол горизонтального обстрела, град60
Вес в боевом положении, кг5512
Вес в походном положении, кг6304
Скорострельность, выстр/мин4-6
Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом, м13325
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг43,5

 


 

 

Тяжелая 211-мм мортира Mrs 18

Тяжелая 211-мм мортира Mrs 18 была разработана в конце первой мировой войны. В октябре 1918 года 489 орудий этого типа 
составляли основу германской тяжелой полевой артиллерии. Несмотря 
на то, что по условиям Версальского мирного договора эти орудия 
подлежали уничтожению, некоторое их количество было сохранено и 
после 1933 года широко использовалось для обучения личного состава 
дивизионов РГК до получения ими от промышленности новых мортир 
этого же образца. В июне 1941 года вермахт уже имел 388 мортир 
обр.18, сведенных в моторизованные дивизионы РГК. Основным 
предназначением мортиры было разрушение долговременных 
оборонительных сооружений, борьба с артиллерией и уничтожение 
бронетанковой техники и живой силы противника в местах их 
сосредоточения. В наступлении и обороне это орудие использовалось 
преимущественно как средство усиления германских войск, 
действующих на важнейших направлениях. Конструктивно мортира 
состоит из двух основных частей: ствола с затвором и лафета с 
прицельными приспособлениями. Кроме того, для перевозки системы 
имеются передок и ствольная повозка. В свою очередь ствол состоит из следующих основных узлов: трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух; кожуха; казенника с бородой и стойкой для крепления противооткатных устройств; натяжной муфты для крепления казенника. 
Основными узлами лафета являются: люлька с противооткатными устройствами ствола; верхний станок с расположенными на нем подъемным и уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями; противооткатные устройства верхнего станка; 
нижний станок с поворотным механизмом; хоботовая опора и опорная плита; ход лафета, состоящий из боевой оси, подрессоривания и колес; 
механизмы для перевода орудия из походного положения в боевое и 
обратно, смонтированные на орудии и ствольной повозке. Орудие обладает высокой маневренностью и гибкостью огня. Хотя угол 
горизонтального обстрела при работе поворотным механизмом 
составляет всего 16°, благодаря наличию опорной плиты посредством 
перестановки хобота и оттяжек он может быть доведен до 360°. Угол 
вертикального обстрела составляет от 0 до +70°. Маневренность огня 
обеспечивается и благодаря использованию шести переменных зарядов, 
что позволяет подобрать траекторию, оптимальную для поражения 
конкретной цели. По оценкам специалистов, по характеру траектории 
и дальности стрельбы 211-мм мортира больше походила на тяжелую 
гаубицу. При стрельбе на первом - четвертом зарядах орудие 
обладает достаточно высокой устойчивостью при всех углах 
возвышения, а при стрельбе на пятом и шестом (полном) зарядах оно 
устойчиво лишь при углах возвышения свыше 7°30', 
что частично достигнуто применением двойного отката: ствол откатывается по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком - по нижнему станку лафета. Наводка и заряжание могут производиться одновременно и независимо друг от друга, так как орудие снабжено прицелом, независимым от орудия, с полунезависимой линией прицеливания. Скорострельность мортиры составляет около 1 выстрела в минуту. В боекомплект мортиры входят выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными снарядами 21 cm.Gr.18 и 21cm.Gr.18Stg, а также с бетонобойными снарядами 21cm.Gr.18Bc. Осколочно-фугасные снаряды имеют дальнобойную форму, снабжены двумя ведущими поясками и различаются лишь способами изготовления корпусов. Их вес составляет 113 кг. Бетонобойный снаряд 21cm.Gr.18Be имеет срезанную на конус головную часть с небольшим притуплением, к которой приварен баллистический колпак. Вес снаряда 121,4 кг. Транспортирование мортиры производилось механической тягой. При этом ствол и лафет перевозились отдельно, составляя в походном положении две повозки. Благодаря наличию подрессоривания при таком способе транспортирования допускалась скорость передвижения 10- 20 км/час (в зависимости от качества дороги). На короткие расстояния со скоростью движения не выше 4-6 км/час допускалась перевозка мортиры в нераздельном виде (со стволом, наложенным на лафет). Орудийный расчет из 12-15 человек переводил орудие из походного положения в боевое или обратно за 30 минут. В годы второй мировой войны 211-мм мортира Mrs 18 использовалась на всех фронтах и во всех видах боя и как орудие большой мощности показала высокие боевые свойства. 

Масса в боевом положении 
16700 кг 

Масса в походном положении 

(при неразделенной возке) 
17900 кг 

Калибр 
211 мм 

Длина ствола 
31 калибр 

Начальная скорость снаряда 

(осколочно-фугасного) 
565 м/с 
Угол возвышения 
до 70° 

Угол горизонтального обстрела 
16° 
Скорострельность 
1 выстр/мин 
Дальность стрельбы 

(осколочно-фугасным снарядом) 
до 13325 м 
Вес снаряда 
113 кг

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.kursk1943.mil.ru

 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Конструктор сайтовuCoz