| ||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||
|
88-мм зенитная пушка
|
105-мм. тяжелая пушка обр.18 schwere 10 cm. Kanone 18 (s.K.18)![]() Разработана в 1931году. Производилась фирмами Rheinmetall и Krupp. Имела несколько модификаций. Модификации можно различить по пометке, указывающей на год модификации (например, s.K.18/40). Всего изготовлено 2215 орудий.Состояла на вооружении артиллерийский частей РГК, артиллерийских полков танковых и пехотных моторизованных дивизий.Предназначена для:а)для стрельбы на разрушение по стенкам и бетонным сооружениям;б)для обстрела тыловых сооружений;в)для борьбы с артиллерией противника;г)для разрушения проволочных заграждений;д)для поражения танков и бронемашин;е)для уничтожения огневых средств пехоты;ж)для поражения живой силы, находящейся на открытой местности и за укрытиями.Калибр - 105 мм.Дальность стрельбы - до 19.075 км. ( по другим данным -21.2 км.) Длина ствола - 52 калибра.Углы подъема ствола - 0 - 45 градусов.Углы поворота ствола без переноса станин влево и вправо от нулевого направления - по 30 градусов.Заряжание- раздельно-гильзовое.Скорострельность - 6 выстрелов в минуту.Вес в походном положении (при перевозке в неразобранном виде) - 6.4 тонны.Вес в походном положении (при перевозке в разобранном на две части виде) 4+ 4 тонны.Скорость транспортировки:-на механической тяге в разобранном виде - до 60 км/час,-на механической тяге в неразобранном виде -до 40 км/час,-на конной тяге в разобранном виде (два уноса по 8 лошадей) - до 8 км/час.Время перевода неразобранного орудия в боевое положение из походного - 3-4 минуты.Время перевода разобранного орудия в боевое положение из походного - 5-7 минут.Расчет орудия (при механической тяге) - 11 чел.Используемые снаряды:-Осколочно-фугасная граната 10cm.Gr.19. Вес 15.14 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватели AZ.23(0.25), AZ.23(0.15), Dopp.Z.S./60s.-Бронебойно-трасирующий снаряд 10cm.Pzgr.rot. Вес 15.6 кг., скорость 550-832 м/сек.( в зависимости от порохового заряда). Взрыватель Bd.Z.f.10cm.Pzgr. Бронепробиваемость на 1500 метров 100-138 мм.От автора. Эта пушка еще одно свидетельство либо дремучей военно-технической безграмотности господина Виктора Суворова (В.Б.Резуна), либо его сознательной лживости и стремления получше обмануть своего читателя. Он в своей книге "Самоубийство" доказывая, что Германия напала на СССР совершенно неподготовленной, в качестве одного из доказательств утверждает, что со времен Первой Мировой войны в Германии не было разработано ни единого нового образца полевой артиллерии.Но дело в том, что число, содержащееся в обозначении образцов немецких орудий, обычно указывает на год разработки, но....за исключением орудий имеющих в обозначении число 18. Эти орудия разрабатывались в период между 1919 и 1935 годами. В целях маскировки новых разработок от господ из союзнического Контрольного комитета всем орудиям этого периода давали обозначение "18" . Вот и современная для начала войны 105-мм. пушка разработки 1931 года получила обозначение s.K.18. И это далеко не единственный образец орудий, созданных в Германии в период действия Версальского договора.Ну а железные колеса этой пушки, как доказательство по Резуну вопиющей отсталости германской артиллерии, отнюдь не мешали буксировать эту пушку со скоростью 40-60 км/час. По моему и современнейшие прицепные орудия на надувных резиновых колесах буксируют не быстрее. Замечу, что советские тяжелые орудия в те времена буксировались гусеничными тракторами СТЗ-3, СТЗ-5, "Коминтерн", Сталинец-6, Сталинец-65 со скоростью не более чем 10-15 км/час.
150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18 г. 15 sm. s.F.H. 18 |
Тяжелые полевые гаубицы обр. 1918 г. выпускались фирмами «Рейнметалл» и «Крупп», ими вооружался один из четырех дивизионов артиллерийского полка каждой пехотной дивизии (три четырехорудийных батареи). Эта же гаубица состояла на вооружении отдельных тяжелых артдивизионов РГК, использовавшихся на главных направлениях боевых действий. На 1.6.1941 г. в названных подразделениях имелось 2 867 гаубиц этого образца. 150-мм гаубицы с дальностью стрельбы 13 325 м широко использовались для борьбы с артиллерией и уничтожения танков и живой силы противника на исходных позициях, разрушения долговременных огневых точек и обстрела тыловых объектов. Гаубица имеет ствол, клиновой горизонтальный затвор, противооткатные устройства, механизмы наводки, лафет с раздвижными коробчатыми станинами и одноосный боевой ход с подрессориванием. Щитовое прикрытие отсутствует. Стволы гаубиц, изготовленных фирмой «Рейнметалл», состоят из трубы, кожуха и казенника. Труба вставлена в кожух с достаточно большим зазором и работает как моноблок. У гаубиц фирмы «Крупп» ствол со свободной трубой. Лафет с раздвижными станинами обеспечивает углы вертикального обстрела от 0 до 45° при разведенных станинах и до 15° при сведенных станинах. Горизонтальная наводка возможна в диапазоне 60° при разведенных станинах и до 6° при сведенных станинах. Кроме того, повышению маневренности огня способствует наличие в боекомплекте гаубицы восьми переменных зарядов. Скорострельность гаубицы составляет до 6 выстрелов в минуту. Стрельба ведется с использованием прицела и панорамы. Прицел независимый от орудия, с полунезависимой линией прицеливания. Боекомплект гаубицы состоит из выстрелов раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными, бетонобойными и дымовыми снарядами. Осколочно-фугасные снаряды 15 cm.Grl9 и 15 cm.Grl9Stg имеют дальнобойную форму и весят соответственно 43 и 43,5 кг. Бетонобойный снаряд 15 cm.Grl9Be весит 43,5 кг, он имеет срезанную на конце головную часть с притуплением, к которой приварен железный баллистический наконечник. При выстреле снаряд пробивает железобетонную стенку толщиной 40-50 см. Весящий 39 кг дымовой снаряд ударного действия 15 cm.Grl9Nb при ударе образует дымовое облако диаметром около 50 м, сохраняющееся при слабом ветре до 40 секунд. Гаубица могла перевозиться как механической, так и конной тягой (восьмеркой лошадей). Как правило, гаубицы с обрезиненными колесами состояли на вооружении дивизионов РГК, которые были полностью моторизованы. В разобранном виде гаубица перевозилась на двух повозках - орудийной (вес около 4 000 кг) и лафетной (вес также около 4 000 кг). Скорость движения системы при раздельной возке в случае механической тяги по асфальтовому шоссе составляла до 60 км/ час, а при конной тяге — до 8 км/час. В неразобранном виде орудие перевозилось механической тягой со стволом, приведенным в походное положение (оттянутым назад), со скоростью до 40 км/час. Перевод из походного положения в боевое при нераздельной возке совершался в течение 3-4 минут, а при раздельной возке - 5-7 минут. 150-мм тяжелая полевая гаубица обр.18 использовалась частями вермахта в течение всей второй мировой войны и по оценкам немецких военных специалистов зарекомендовала себя хорошо. Однако она не полностью соответствовала условиям Восточного театра военных действий с его бездорожьем и низкими температурами. Например, при морозах более 20-25° С жидкость в тормозе отката и в накатнике сильно густела, что приводило к работе системы на коротких откатах, приводящих к выходу ее из строя. Для повышения мобильности гаубиц на ее базе была разработана самоходная установка Sd.Kfz 165 «Хуммель». Она поступала на вооружение артполков танковых дивизий.
|
Тяжелая 211-мм мортира Mrs 18
Тяжелая 211-мм мортира Mrs 18 была разработана в конце первой мировой войны. В октябре 1918 года 489 орудий этого типа
составляли основу германской тяжелой полевой артиллерии. Несмотря
на то, что по условиям Версальского мирного договора эти орудия
подлежали уничтожению, некоторое их количество было сохранено и
после 1933 года широко использовалось для обучения личного состава
дивизионов РГК до получения ими от промышленности новых мортир
этого же образца. В июне 1941 года вермахт уже имел 388 мортир
обр.18, сведенных в моторизованные дивизионы РГК. Основным
предназначением мортиры было разрушение долговременных
оборонительных сооружений, борьба с артиллерией и уничтожение
бронетанковой техники и живой силы противника в местах их
сосредоточения. В наступлении и обороне это орудие использовалось
преимущественно как средство усиления германских войск,
действующих на важнейших направлениях. Конструктивно мортира
состоит из двух основных частей: ствола с затвором и лафета с
прицельными приспособлениями. Кроме того, для перевозки системы
имеются передок и ствольная повозка. В свою очередь ствол состоит из следующих основных узлов: трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух; кожуха; казенника с бородой и стойкой для крепления противооткатных устройств; натяжной муфты для крепления казенника.
Основными узлами лафета являются: люлька с противооткатными устройствами ствола; верхний станок с расположенными на нем подъемным и уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями; противооткатные устройства верхнего станка;
нижний станок с поворотным механизмом; хоботовая опора и опорная плита; ход лафета, состоящий из боевой оси, подрессоривания и колес;
механизмы для перевода орудия из походного положения в боевое и
обратно, смонтированные на орудии и ствольной повозке. Орудие обладает высокой маневренностью и гибкостью огня. Хотя угол
горизонтального обстрела при работе поворотным механизмом
составляет всего 16°, благодаря наличию опорной плиты посредством
перестановки хобота и оттяжек он может быть доведен до 360°. Угол
вертикального обстрела составляет от 0 до +70°. Маневренность огня
обеспечивается и благодаря использованию шести переменных зарядов,
что позволяет подобрать траекторию, оптимальную для поражения
конкретной цели. По оценкам специалистов, по характеру траектории
и дальности стрельбы 211-мм мортира больше походила на тяжелую
гаубицу. При стрельбе на первом - четвертом зарядах орудие
обладает достаточно высокой устойчивостью при всех углах
возвышения, а при стрельбе на пятом и шестом (полном) зарядах оно
устойчиво лишь при углах возвышения свыше 7°30',
что частично достигнуто применением двойного отката: ствол откатывается по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком - по нижнему станку лафета. Наводка и заряжание могут производиться одновременно и независимо друг от друга, так как орудие снабжено прицелом, независимым от орудия, с полунезависимой линией прицеливания. Скорострельность мортиры составляет около 1 выстрела в минуту. В боекомплект мортиры входят выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными снарядами 21 cm.Gr.18 и 21cm.Gr.18Stg, а также с бетонобойными снарядами 21cm.Gr.18Bc. Осколочно-фугасные снаряды имеют дальнобойную форму, снабжены двумя ведущими поясками и различаются лишь способами изготовления корпусов. Их вес составляет 113 кг. Бетонобойный снаряд 21cm.Gr.18Be имеет срезанную на конус головную часть с небольшим притуплением, к которой приварен баллистический колпак. Вес снаряда 121,4 кг. Транспортирование мортиры производилось механической тягой. При этом ствол и лафет перевозились отдельно, составляя в походном положении две повозки. Благодаря наличию подрессоривания при таком способе транспортирования допускалась скорость передвижения 10- 20 км/час (в зависимости от качества дороги). На короткие расстояния со скоростью движения не выше 4-6 км/час допускалась перевозка мортиры в нераздельном виде (со стволом, наложенным на лафет). Орудийный расчет из 12-15 человек переводил орудие из походного положения в боевое или обратно за 30 минут. В годы второй мировой войны 211-мм мортира Mrs 18 использовалась на всех фронтах и во всех видах боя и как орудие большой мощности показала высокие боевые свойства.
Масса в боевом положении
16700 кг
Масса в походном положении
(при неразделенной возке)
17900 кг
Калибр
211 мм
Длина ствола
31 калибр
Начальная скорость снаряда
(осколочно-фугасного)
565 м/с
Угол возвышения
до 70°
Угол горизонтального обстрела
16°
Скорострельность
1 выстр/мин
Дальность стрельбы
(осколочно-фугасным снарядом)
до 13325 м
Вес снаряда
113 кг